Архив
Анекдоты
Партнеры
Вопрос - ответ
Каталог предприятий
Турдакун УСУБАЛИЕВ: «Я жизнь посвятил своему народу»
2014.11.18026486 ноября года исполнилось 95 лет одному из самых ярких политиков нашей страны, бывшему первому секретарю ЦК КП Киргизии, Герою Кыргызской Республики, кавалеру ордена «Ак Шумкар», экс-депутату Жогорку Кенеша, ныне персональному пенсионеру Турдакуну Усубалиевичу Усубалиеву.
Моя встреча с Турдакуном Усубалиевичем состоялась в госрезиденции пять лет назад, накануне его 90-летия. Это был яркий солнечный день. В еще неубранном саду пахло яблоками и скошенной травой. Турдакун Усубалиевич ждал меня за письменным столом, он работал над третьей книгой «Кыргызстан в моем сердце». Потом за чашкой чая он делился своими воспоминаниями. Тогда меня поразило то, что человек, четверть века стоявший у руля нашей республики, сыгравший немаловажную роль в развитии Кыргызстана, помнил все построенные промышленные и сельскохозяйственные объекты; людей, с которыми работал, цифры и даты. Прошло пять лет. И сегодня я хочу вспомнить о чем мы говорили в тот теплый осенний день с Турдакуном Усубалиевичем.
Наша беседа началась с традиционной просьбы рассказать о самых ярких событиях детства, на что Турдакун Усубалиевич ответил: «В моем детстве не было ничего особенного. Родился в 1919 году в селе Кочкорка Нарынской области в крестьянской семье. Родители с утра до вечера работали в поле. Ни прилежанием, ни учебой в школе я не отличался от своих одноклассников. После уроков играл вместе со сверстниками, дрался, лазал по горам. Запоминающихся, как видите, событий, нет. Для меня более памятны студенческие годы, – продолжил Турдакун Усубалиевич. – В 1938 году, после окончания девятилетки, тогда это разрешалось, я поступил в Киргизский педагогический институт имени В. И. Ленина на факультет кыргызского языка и литературы, где наряду с классикой преподавали и мировую литературу. Был активистом. В 1940 году подал заявление о вступлении в члены ВКП(б) и был принят кандидатом, а через год мне вручили партбилет. Без ложной скромности скажу, что в институте я учился упорно и настойчиво, почти все время проводил в библиотеке. Каково было мое удивление, когда после окончания первого семестра в 1941 году на страницах республиканских газет вместе с шестью фамилиями сталинских стипендиатов я нашел свою фамилию. А как я радовался, когда мне выдали стипендию за весь 1940 год. Это была огромная сумма, я купил подарков родителям, патефон и несколько пластинок. Эту диковинку в доме заводили без конца. Когда началась война, я, конечно, в числе многих студентов, просился на фронт, но по возрасту меня не взяли. В годы моего студенчества город Фрунзе был ограничен железнодорожной линией, за которыми тянулись пустыри. В институте открыли военную кафедру, и мы почти каждые выходные там делали 20-километровые пробежки и учились рыть окопы. – Турдакун Усубалиевич грустно улыбнулся. – На фронт я не попал, но тогда мы все свято верили в то, что на фронте фашистские пули не достанут нас на метровой глубине. Как видите, студенческие годы более свежи в моей памяти».
В 1943 году после окончания вуза Турдакун Усубалиевич по направлению приезжает в родной Кочкорский район и назначается на должность заведующего учебной частью средней школы. Приработав всего два месяца, он получает новое назначение – заместителя заведующего отделом пропаганды в Нарынском окружном комитете Компартии. Через пару месяцев его вызвали на собеседование во Фрунзе. Конечно, молодой Усубалиев волновался, ведь многочисленные вопросы задавали первые секретари ЦК ВКП(б) Киргизии и заведующий отделом пропаганды, но когда через неделю его кандидатура была утверждена на должность инструктора отдела пропаганды и агитации ЦК – он даже не удивился. Шла война, об отказе не было и речи, и он не отказывался.
В 1945 году на очередном бюро ЦК партии Турдакуна Усубалиева Кулийпу Кондучалову и Асылбека Алтмышбаева утвердили слушателями Высшей партшколы при ВКП(б) и направили в Москву.
«Для тех, кто имел высшее образование, срок обучения в Высшей партийной школе составлял два года. Из первой группы слушателей (около 700 человек разных национальностей из разных регионов Советского Союза) готовили политкомиссаров, – рассказывал Турдакун Усубалиевич, – после окончания учебы нас должны были отправить на фронт, но пока мы учились, война почти закончилась. Поэтому вся наша группа получила различные назначения».
По-разному, но очень интересно сложились судьбы у меня и моих соотечественников. Меня оставили в аппарате ЦК ВКП(б) инструктором. А. Алтмышбаев тоже остался в Москве. Там он защитил кандидатскую диссертацию, а когда вернулся на родину в 1954 году, стал вице-президентом нашей Академии наук. К. Кондучалова в 1958 году заняла пост министра культуры нашей республики. Но это уже другие истории.
Я спросила Турдакуна Усубалиевича, почему он не остался в Москве, а он мне ответил, что работа в Москве стала для него хорошей школой. Он объездил почти весь Советский Союз. Пополнил свой багаж знаний практически и теоретически. Но домой все же ему хотелось. Здесь жили его родители, родственники, друзья. И когда Турдакуну Усубалиевичу предложили вернуться, то он, не задумываясь, согласился. Это было в 1955 году.
«Когда я приехал во Фрунзе, – вспоминал Турдакун Усубалиевич, – меня приняли первый секретарь И. Р. Раззаков и второй секретарь ЦК партии В. Н. Чуркин. Они предложили мне возглавить республиканскую газету «Советтик Кыргызстан». Я согласился. Работа для меня была новая и, признаюсь, была нелегкой. Прежде всего это было связано с недостатком и несовершенством полиграфической базы, но в такие трудные минуты мне помогал мой товарищ – главный редактор газеты «Советская Киргизия» Павел Сидорович Денисюк. Однако в газете я проработал недолго.
В марте 1956 года бюро ЦК утвердило меня заведующим отделом пропаганды и агитации ЦК КП Киргизии. На этой должности я проработал около двух лет. В 1958 году на городской конференции меня избрали первым секретарем Фрунзенского горкома партии. Тогда в городе проживали более 200 тысяч человек, 80% жителей – представители других национальностей, кыргызов-горожан было мало. Честно признаться, Фрунзе мало походил на столицу, поэтому нужно было менять ее инфраструктуру. Три с половиной года я проработал на этой должности, и именно тогда в столице начались изменения в экономике, стал меняться облик города, повысилось благосостояние горожан. Недостатки, конечно, были. Но именно на этой должности я уяснил для себя, что всю оставшуюся часть моей жизни я посвящу своему народу».
В мае 1961 года Турдакуна Усубалиевича избирают первым секретарем ЦК Компартии Киргизии, и с этого месяца его трудовые будни будут начинаться с посещения промышленных и сельскохозяйственных предприятий полей и пастбищ, новых строительных объектов.
Он знал, что любая мечта может стать явью, только нужно рационально использовать знания народа, всемерно поддерживать ум, честность, порядочность, добросовестность самому и поддерживать это в каждом, кто занимает ответственные должности, и неустанно работать. Турдакун Усубалиевич вспоминал то, что было построено, произведено и выращено в стране за годы его деятельности первым секретарем. Построено 150 крупных промышленных объектов, в том числе Токтогульская, Курпсайская, Таш-Кумырская, Шамалды-Сайская, Уч-Курганская ГЭС, Майли-Сайский электроламповый завод, Токмокский стекольный завод, завод «Физприборы», Кантский цементно-шиферный завод мощностью 1 млн. 200 тыс. тонн цемента в год, семь мясокомбинатов. Строились школы, детские сады, открывались техникумы, высшие учебные заведения, профтехучилища, готовившие рабочие кадры.
Поскольку Кыргызстан выбирал путь индустриально-аграрного развития, было освоено 309 тысяч гектаров новых орошаемых земель, улучшена мелиоративная система на 142 тысячах гектаров, уделялось огромное внимание науке, развитию овцеводства, в частности выведению мериносов. Именно при нем были построены драмтеатры, Республиканская библиотека, ЦУМ «Айчурєк», цирк, строились жилые дома, разрастались микрорайоны. Благодаря этому жилищные условия улучшили 2,6 млн. человек. Введены в эксплуатацию аэропорты «Манас», в Оше, Ляйляке, Нарыне и Пржевальске. Менялась инфраструктура не только столицы, но и всех городов и сел республики.
«Правда, об одном я сожалею, – признался тогда Турдакун Усубалиевич, – стране нужен был уран. К несчастью, его нашли в Кыргызстане. Теперь Каджи-Сайское, Майлуу-Сууйское и другие хвостохранилища остались нашей болью».
– С кем из генеральных секретарей ЦК КПСС Вам пришлось работать? – спросила я у Турдакуна Усубалиевича. Он ответил: «Почти со всеми – Никитой Сергеевичем Хрущевым, Леонидом Ильичом Брежневым, Юрием Владимировичем Андроповым, Константином Устиновичем Черненко и даже 8 месяцев с Михаилом Сергеевичем Горбачевым. А вот с ним у меня нормальные партийные отношения не сложились.
И он ответил мне, почему не сложились.
– Взять хотя бы один факт. Сельское хозяйство Кыргызстана было ведущей отраслью экономики. Жизнь выдвигала все новые и новые проблемы развития этой отрасли. Соблюдая элементарный порядок, сложившийся в партии, я прежде всего обращался к Горбачеву с просьбой поддержать решение этих вопросов, вынесенных мною на рассмотрение ЦК КПСС и союзного правительства, но, к сожалению, наши предложения не получали поддержки. Таковых было множество.
Дело кончилось тем, что по поручению ЦК КПСС, а также бюро ЦК Компартии республики, было внесено предложение – освободить товарища Усубалиева от обязанностей первого секретаря в связи с уходом на пенсию. Это было в 1985 году.
Сегодня Турдакун Усубалиевич – персональный пенсионер, автор десяти книг и более ста публикаций. Вышли в свет его три книги «Кыргызстан в моем сердце». Турдакун Усубалиевич писал ее сердцем, заново переживая прожитое и сделанное.
Нурия ШАГАПОВА.
Фото автора.
Добавить вопрос